«Перший Незалежний» от журналистов 112, NewsOne и ZIK – «запустить нельзя закрыть»?

18 февраля 100 граждан Украины, имеющие отношение к телеканалам 112, NewsOne и ZIK, зарегистрировали компанию ООО «Медіахолдінг «Новини» с уставным фондом в 100 гривен. Каждый сбросил в общий котел по 1 грн.

В околотелевизионной сфере не является секретом информация о том, какой телеканал аффилирован с какой политический силой либо финансово-промышленной группой. В обойме у ОПЗЖ были каналы: «АТВ» (Сумы), «Южная Волна» (Одесса), «Інший канал» (Одесса), «Перший кабельний» (Мукачево), которые ретранслировали один из партийных каналов. К телеканалам, которые уже существуют на рынке, но могут в любой момент сменить окрас и переобуться относили: «Перший незалежний», «UkrLive» и «4 канал».

24 февраля издание «Вести» сообщило о том, что телеканал «100 акционеров» будет носить название «Перший Незалежний» и такой вещатель уже зарегистрирован Национальным советом по вопросам телевидения и радиовещания еще в 2019 году.

Медиабизнес – занятие дорогое. Телевидение – очень дорогое. А создание «партийных» каналов не только дорогое, где к стоимости телевизионного проекта добавляется повышающий коэффициент за «партийность», но еще и не прибыльное.

Даже если принять во внимание, что вновь созданной ОООшке «бесплатно» досталось оборудование, студия, коммунальные расходы оплачены на год вперед, а журналисты будут работать бесплатно, существует одно направление операционных расходов, которое требует ежемесячных вливаний – это дистрибуция. Иначе зачем «создателям» телеканал, который будут видеть только они?

Особенности украинского медиаландшафта и расценки

Всеукраинская сеть цифрового эфирного телевидения

Попасть в состав телеканалов Т2 и стать всеукраинским телеканалом шансов нет. В общенациональные мультиплексы конкурс не предвидится, в региональные – также шансы пробиться маловаты. Схожий кейс из региональных каналов, сверстанных в общенациональный 112 в Украине уже проходили, государство строго следит за программной концепцией. Не забываем о том, что счета за услуги «Зеонбуд» выставляет регулярно, вещание не бесплатное.

Спутниковое вещание

Для начала необходимо получить лицензию Нацсовета, заключить договор с оператором спутника, оплатить аренду емкости, подъем на спутник и вещать для потенциальной аудитории из 3-х млн. украинских домохозяйство со спутниковой антенной. Цена вопроса – 10-20 тысяч долларов в месяц в зависимости от выбора борта и формата вещания SD или HD.

Первая самая сложная задача – о телеканале должны узнать! Даже если «сесть» на частоту, где до этого вещал какой-то канал с его PID-ами, и появиться в списке каналов спутникового приемника, должно пройти время, как правило, – это около года, пока аудитория узнает о канале, настроит требуемую частоту или обновит список каналов. Но это не дает гарантий, что телеканал будут смотреть. А если это телеканал-пустышка, вещающий и не привлекающий к себе внимания контентом – сложность задачи не меняется.

Кабельные операторы, IPTV/OTT платформы

Аудитория рынка платных операторов ТВ в Украине – около 5 млн. домохозяйств. За вход в состав программной услуги, а, попросту говоря, за присутствие в списке программ провайдера «партийные», «религиозные» телеканалы и телемагазины – платят. Стоимость покрытия кабельщиков при условии, что канал не вызывает антагонизма у участников рынка – около 1млн. грн. в месяц.

После того как «провайдеры» выключили три телеканала, их места в сетке вещания заняли другие вещатели. Переговоры о включении телеканалов «Перший незалежний» и «UkrLive» потому что место «оплачено» – начало переговорного процесса заново. В телевизионном мире – любое изменение у телеканалов, будь-то смена названия, концепции, собственников – по сути, обнуляет старые договоренности.

Youtube

Зарегистрировать канал на платформе и прикрутить он-лайн трансляцию – мало. Аудиторию необходимо искать, привлекать, покупать… То, что платформа Youtube является для украинского зрителя пока что дополнением, к телевещанию, а не его заменителем – красноречиво говорят цифры он-лайн зрителей и количество просмотров за последние несколько недель у каналов 112, NewsOne и ZIK.

Что дальше?

В случае запуска нового телеканала, первый результат, как правило, заметен через год, когда можно проводить социологию, измерять проникновение, телесмотрение и понимать – во сколько обошелся один контакт со зрителем. Это при условии, что у творческого коллектива есть деньги оплачивать свое существование и распространение результатов деятельности.

Если отбросить все политические подоплеки, кто за проектом будет стоять, не фантазировать на тему Закона «О Медиа», где может быть раздел, посвященный прозрачности финансирования телеканалов и права регулятора в лице НацСовета запрашивать у НацБанка информацию о финансовых потоках лицензиата, а размышления повернуть исключительно в сторону экономики и украинских медиареалий, то такой «журналистский» проект попросту не взлетит. Всегда могут задать вопрос: откуда деньги?

Что собой представляет телеканал «Перший незалежний»?