"Налог на Google". Как это будет в Украине, Польше и США

На фоне растущих дефицитов и тающих доходов, многие правительства обращают свои взоры на цифровую экономику, как потенциального донора бюджета. В разных странах принимается то, что в прессе уже успели окрестить налогом на услуги цифровых гигантов (Google, Facebook, Youtube и Netflix).

На фоне растущих дефицитов и тающих доходов, многие правительства обращают свои взоры на цифровую экономику, как потенциального донора бюджета.

В Украине большой резонанс получил принятый пару месяцев назад парламентом в первом чтении законопроект № 4184 с условным названием "Налог на Google" или налог на услуги цифровых гигантов (Google, Facebook, Youtube и Netflix).

Законом вводится 20-процентный налог на добавленную стоимость для услуг цифровых гигантов (налог на Google, Facebook, Youtube и Netflix) при одновременной отмене так называемого "налога на иностранную рекламу", существующего в форме налога на прибыль по той же ставке в 20 процентов.

Наш сосед — Польша — в лице Министерства финансов решила не принимать поспешных решений и вместо косвенного цифрового налога предлагает обсудить вариант введения взноса/премии на интернет- и обычную рекламу (składek z tytułu reklamy).

Новый пятипроцентный налог будет охватывать цифровых гигантов, чьи глобальные годовые доходы превышают 750 млн евро, а доходы от интернет-рекламы в Польше — более 5 млн евро.

Что же касается традиционной рекламы, то налог будет уплачиваться медиа- и вещательными компаниями, операторами сетей кинотеатров, организациями, размещающими рекламу на внешних рекламных носителях, и издателями, предоставляющими рекламные услуги в Польше, в случае если доход от рекламы превышает:

- 1 млн злотых (7,45 млн грн) от рекламы на телевидении, радио, показа в кинотеатрах и рекламы, размещенной на внешних носителях;

- 15 млн злотых (около 111,7 млн грн) от рекламы в СМИ.

Предполагается, что ставка взноса на традиционную рекламу будет варьироваться от типа рекламы в диапазоне от 2% до 15%, а уплата будет осуществляться раз в год — до 25 февраля.

По предварительным расчетам, доходы от нового взноса в 2022 году могут составить около 800 млн злотых (по нынешнему курсу около 6 млрд грн), а их получателями станут:

- Национальный фонд здравоохранения;

- Фонд защиты памятников;

- недавно созданный Фонд поддержки культуры и национального наследия.

Следует отметить, что аналогичные рекламные налоги уже действуют во Франции, Чехии, Австрии, Греции, Венгрии, а также Индии и Малайзии.

В то же время Google начнет собирать аналогичный по форме цифровой налог для налоговой службы США уже с июня 2021 года. Правда, там акцент сделан не на косвенный налог (НДС или налог с продаж), а на прямые налоги (налоги с доходов компаний и физических лиц).

Согласно опубликованному компанией Руководству, она, как полноценный налоговый агент, "обязана собирать налоговую информацию от авторов, которые являются участниками Партнерской программы и получают доход на YouTube.

Если такой доход сгенерирован в США, компания Google также должна удерживать с него налог. Речь идет о средствах, полученных из разных источников, в том числе от просмотров рекламы".

Получатели цифрового дохода, находящиеся в любой точке мира обязаны предоставить Google свои налоговые данные до 31 мая 2021 года, в противном случае Google применить к доходам максимальную налоговую ставку (30% — для компаний и 24% — для физических лиц).

Собственно, кроме самих налогов (что весьма важно в лихие годы), правительство США будет знать все о всех экономических активных авторах цифрового контента в мире.Так работает концепция мягкой силы (soft power), позволяющей этой стране оставаться номер один на земном шаре.

Еще одним аспектом (неприятным, скорее всего) будет то, что компания или правительство США (при желании) могут поделиться указанной информацией (в отношении граждан и компаний) с любым правительством, например украинским.

А это значит, что экономической свободы в мире станет меньше.