Для мобильного интернета. Как нужно изменить плату за радиочастоты

Устаревшие спектральные коэффициенты сдерживают развитие отрасли мобильной связи

Пандемия Covid-19 и вызванные ею карантинные ограничения спровоцировали глобальный финансовый кризис. При таких экстремальных обстоятельствах на первый план выходит вопрос создания соответствующих условий и стимулов для перезагрузки экономики государства.

Отмена устаревших законодательных ограничений в управлении радиочастотным ресурсом (РЧР) – одно из направлений, которое создаст столь необходимые инвестиционные стимулы. А также увеличит доходы государственного бюджета, уменьшит расходы на администрирование налогов и повысит прозрачность поступлений в бюджет.

Как обстоит дело с платой за радиочастоты

Самой высокой является плата за частоты, которые используются для 2G/3G/4G, а также пригодны для 5G. Бремя налогообложения спектра усугубляется еще и тем, что к рентной плате именно за этот спектр применяются предусмотренные Налоговым кодексом Украины коэффициенты. Если у оператора слишком много, по мнению регулятора, РЧР, – то повышающий. Это значит, что компания будет за них платить в 1,4 раза больше по сравнению с "обычными" расценками.

Есть и понижающий (0,75) – за дефрагментацию спектра. Дело в том, что на заре становления сотовой связи в Украине радиочастоты операторам выдавались как попало. Тогда никто не мог и подумать, что для мобильного 4G-интернета в 900 Мегагерц нужны будут сплошные полосы частот. А вот для голосовой связи – все было вполне нормально. Так и сформировалась "чрезполосица" – очень фрагментированные "лоскутки" РЧР.

С целью дефрагментации и получения сплошного спектра телеком-регулятор предложил ввести стимулирующие к обмену частотами специальные коэффициенты. В результате все операторы договорились, провели рефарминг (обмен частотами) и получили необходимый ресурс. За это их государство "вознаградило" возможностью оплачивать не полную, а умноженную на 0,75 рентную стоимость РЧР.

Национальная комиссия регулирования связи и информатизации (НКРСИ) внедрила этот механизм в 2017 году. "На сегодня цель, с которой вводились коэффициенты за концентрацию и дефрагментацию спектра, полностью достигнута", – заявил в комментарии UBR.ua директор по регуляторному обеспечению "Киевстара" Александр Когут.

Это подтвердил сам инициатор – НКРСИ. В результате обмена радиочастот lifecell и Vodafone смогли получить очень ценный дополнительный спектр. "Киевстар" за счет перераспределения частот в пользу конкурентов добровольно вернул государству 2х1,9 МГц спектра в диапазоне 1800 МГц и еще 2х1,5 МГц – в 900 МГц.

xua_klyu/5sGkvO9GR.jpeg

В Министерстве финансов со ссылкой на дынные НКРСИ заявили, что введение упомянутых коэффициентов "дало положительный результат". Он предоставил возможность выдать новые лицензии на 4G – нового на то время для Украины стандарта мобильной связи.

"В то же время, после того как было проведено упорядочение спектра и внедрены новейшие радиотехнологии, в указанных диапазонах радиочастот необходимость в дальнейшем применении стимулирующих коэффициентов отсутствует, а дальнейшее их применение будет иметь только негативные последствия, такие как применение различных ставок к плательщикам, что создаст дискриминационные условия налогообложения", – подчеркнули в Минфине в ответ на запрос UBR.ua.

При этом в ведомстве отметили, что существующая система коэффициентов является "сложной для вычисления и проверки правильности уплаты рентной платы за РЧР". Это усложняет администрирование указанного налога.

С подобным предложением в Минфин обратилась и Государственная налоговая служба (ГНС), сообщили в пресс-службе этого ведомства в ответ на запрос редакции UBR.ua. "ГНС поддерживает предложение об отмене указанных коэффициентов, что значительно упростит администрирование платы (за РЧР)", – заявили в ГНС.

Почему нужно изменить регулирование РЧР

Учитывая это, применение повышающих коэффициентов является регулированием экономической конкуренции фискальными методами, отметил Александр Когут. В то же время, понижающие коэффициенты свою стимулирующую к обмену частотами роль уже выполнил. Теперь они фактически являются налоговой скидкой.

"Потеряв свою стимулирующую роль, коэффициенты по РЧР стали тормозами для дальнейшего развития рынка. Так, игроки рынка, которые подпадают под действие понижающих коэффициентов, получают от государства налоговую скидку. А те, кто подпадает под действие повышающих – должны платить рентную плату почти в 1,5 раза выше", – обрисовал ситуацию директор по правовому обеспечению "Киевстара".

По его словам, применение коэффициентов – в частности, повышающих – блокирует инвестиции мобильных операторов в новый спектр. "Действующая система коэффициентов делает этот бизнес-кейс сомнительным, а покупку дополнительных частот на аукционе весьма непривлекательной с экономической точки зрения", – подчеркнул Александр Когут.

По оценкам компании, стартовая стоимость спектра в диапазоне 2100 МГц, который сдал государству "ТриМоб" (оставив 3G-сеть лишь в Киеве), может составлять приблизительно 0,5-1 млрд грн. Можно предположить, что каждый из трех крупнейших операторов купит по 2х5 МГц спектра из имеющихся у государства 2х15 МГц, но только при условии отмены коэффициентов, иначе им бы пришлось платить за частоты в полтора раза больше.

Президент "Киевстара" Александр Комаров в интервью Forbes заявил, что "в некоторых точках покрытия" пропускная способность мобильной сети в обозримом будущем достигнет максимума. Поэтому нужны будут новые радиочастоты для расширения емкости, особенно – в мегаполисах.

xua_klyu/0UGzDdrGg.jpeg

Если не упразднить коэффициенты, то фискальная нагрузка на операторов (даже без учета стоимости лицензий) значительно увеличится. Это станет сдерживающим фактором для: а) покупки дополнительного спектра; б) окупаемости бизнес-кейса в целом и участия в аукционе.

В "Киевстаре" также отметили, что система коэффициентов делает процесс администрирования рентной платы за пользование РЧР очень сложным и запутанным. И при этом не упрощает для бизнеса имеющуюся налоговую систему. Их отмена даст ряд следующих преимуществ:

  • ежегодное увеличение доходов государственного бюджета в размере 56 млн грн в год;
  • соответствие принципу нейтральности налогового законодательства, когда налоги и сборы устанавливаются способом, который не влияет на увеличение или уменьшение конкурентоспособности налогоплательщика – например, повышающий коэффициент не применяется ко всем без исключения игрокам рынка;
  • устранение искусственных барьеров для инвестиций в новые полосы частот; кроме упомянутого диапазона 2100 МГц, это особенно важно в свете потенциальных аукционов в диапазонах 700 МГц; доступная там полоса 2х20 МГц может быть оценена в 1,5-2 млрд грн; в 3500 МГц полоса 2х300 МГц может быть оценена в 1,2-1,8 млрд грн;
  • вдобавок к этому только поступления от рентной платы за радиочастотный ресурс в диапазоне 2100 МГц, который находится у государства и не используется, увеличит доходы госбюджета на 207 млн грн ежегодно (исходя из действующих ставок, которые применяются к этому диапазону);
  • такое решение приведет регулирование экономической конкуренции в вопросах обращения с спектром в сферу ответственности Антимонопольного комитета Украины, уполномоченного государством на недопущение создания монополий и перекосов в конкуренции, а также НКРСИ, которая с целью сохранения баланса на рынке сможет выставлять ограничения по количеству спектра, которое может приобретаться одним участником на аукционе (тендере);
  • значительно упростит администрирование рентной платы за РЧР.

Кто против отмены коэффициентов

Решение НКРСИ от 23 февраля по упразднению коэффициентов раскритиковал топ-менеджер lifecell Исмет Языджи.

Он отметил, что НКРСИ ввела данный механизм в 2016 году в преддверии аукционов на 4G. Исходя из этого операторы принимали решение об участии в тендерах. А также рассчитывали, сколько придется платить за радиочастоты в последующие годы.

"Технология 4G работает уже третий год, мы придерживаемся всех условий лицензии и активно инвестируем в развертывание покрытия по всей Украине. И теперь, когда рефарминг частот всеми операторами проведен, регулятор предлагает изменить правила игры", – написал он у себя на фейсбук-странице.

При этом CEO lifecell задал риторический вопрос: "Могут операторы и инвесторы доверять государству, которое меняет правила и стоимость пользования спектром, переданном операторам на 15 лет, уже через три года после получения, во время активной фазы развертывания сети? О каких 5G-тендерах можно говорить, или о появлении новых игроков на рынке, если правила меняются через три года после тендера?"

По оценкам компании, в случае отмены коэффициентов lifecell придется ежегодно платить за радиочастоты на 100 млн грн больше. "Но мы надеемся, что государство будет придерживаться предыдущих договоренностей, ведь невозможно привлекать новые инвестиции, дестабилизируя рынок", – подчеркнул Исмет Языджи.

Тем не менее, телеком-регулятор проголосовал "за" отмену коэффициентов. Председательствующий на заседании член НКРСИ Владимир Гресько сослался на Закон "Об электронных коммуникациях" (должен вступить в силу с 1 января 2022 года).

По его словам, этот документ устанавливает четкое требование по разработке методики, определяющей рентную плату за РЧР. "Мы же говорим о том, что коэффициенты, которые вводились для исключения фрагментации спектра – вводились для внедрения новейших технологий – и они свою роль исчерпали. Поэтому им в этой методике места не будет – его не должно быть, они свою роль отыграли", – подчеркнул он.